Школьные принадлежности советской эпохи

Парта школьная

Школьную парту разработал не кто-нибудь, а сам Эрисман - знаменитый российский гигиенист девятнадцатого века, имя которого носят несколько институтов. Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше. В работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870) он указал на рост числа близоруких детей и усиление степени близорукости среди учащихся по мере приближения окончания школы. Он то и предложил конструкцию парты, получившей впоследствии название «парты Эрисмана», определил основные требования к конструкции парты и ее размеры. Парта, изобретенная им, была одноместной, но петербургский студент Коротков усовершенствовал ее, сделав двухместной. 
    Но самое главное то, что конструкция школьной парты позволяет формировать правильную осанку. Наклон крышки парты позволяет видеть текст в книге или тетради под прямым углом, что положительно влияет на зрение школьника. 

В нашей школе такие парты стояли в начальной школе до 2000-х годов. А вот эта парта стала экспонатом музея с самого его открытия в 2005 году.


Чернильница - непроливайка
В нашем музее эти экспонаты появились в 2004 году благодаря ученикам 9 «Е» класса под руководством Смышляевой Антонины Алексеевны. Ребята ее класса подарили музею школьную чернильницу-непроливайку советских времен.
 
В школах, до появления шариковых ручек, писали чернилами и перьевыми ручками. Для чернил и служила вот такая чернильница из толстого стекла или фарфора. Стояла она на каждой парте. Два человека, сидящие за одной партой макали в нее ручки. Через несколько написанных букв ручку опять надо было макать в чернила. Потом случился, почему-то, дефицит на чернила, и чернильница стала одна уже на две парты. Сидящим на передней парте приходилось поворачиваться назад, чтобы окунуть ручку в чернила.

 

После окончания уроков чернильницу надо было забирать с собой, поставить аккуратно в портфель, так как в этот класс приходила вторая смена. Для предохранения от пролива при падении, чернильница в верхней части имела конус, направленный узкой частью во внутрь чернильницы. Поэтому ее и назвали «непроливайка». Но это помогало, если чернил было налито немного и чернильницу быстро поднимали. А как было уследить детворе за чернильницей внутри портфеля! А если еще этим портфелем надо было кого-нибудь огреть по спине или голове. Или прокатиться зимой на портфеле вместо санок! Поэтому, часто случалось, что чернила разливались внутри. Вымазывался портфель, содержимое, потом — руки при попытке все это вытянуть.

Так что появившиеся в продаже шариковые ручки оказались очень кстати.

Школьную чернильницу –непроливайку воспели стихах поэты разных времен:

Пера раздвоенное жало 

В тебе купалось вечерком 

строчкой строчку диктовало

Свободным правильным письмом.


Ручка перьевая

Перьевые ручки были подарены музею учениками 9 "Е" класса (классный руководитель Смышляева Антонина Алексеевна) в 2004 году.

Самая простая конструкция и самый минимальный дизайн был у советской школьной перьевой ручки: круглая деревянная палочка с металлической трубкой на нижнем конце, в зазор между палочкой и металлической пластиной устанавливалось сменное перо. Штампованное перо скрипело под неумелой рукой первоклассника, от нажима кончик раздваивался, ломался. Умение обмакнуть перо и набрать нужное количество чернил приходило с годами. Мозоли на среднем пальце от усердного держания ручки, запачканные руки и одежда, кляксы в тетради, пролитые на парту чернила – это реальные издержки школьной жизни довоенных и первых послевоенных лет. Однако были и плюсы для находчивых школьников: двойку в дневнике можно было скрыть под жирной кляксой, а под предлогом «отмыть руки от чернил» – пол-урока провести вне класса.

    В советской школе до 70-х годов ХХ века обучение письму начиналось с правил правильного владения перьевой ручкой. Учили разводить чернила, правильно держать ручку и обмакивать перо. Каждая буква имела свое графическое изображение с конкретизацией тонких линий и элементов с нажимом. 

Уроки чистописания входили в программу начальной школы. Существовали специальные правила исправления: аккуратной вертикальной черточкой с наклоном справа налево зачеркнуть ошибку и над ней написать правильную букву. Ученики младших классов страшно переживали за помарки и в тетрадке затирали ошибку до дыр. Написанное чернилами не поддавалось резинке для стирания. В каждом классе были свои мастера по незаметному исправлению, к ним обращались с просьбой, и они виртуозно справлялись с любой задачей. У них был обширный набор чернил, перьев, иголок и лезвий; они обладали внимательностью и были знатоками каллиграфии. 
Позднее появились автоматические ручки с открытыми и закрытыми перьями. Там чернила заливались в специальный резервуар с помощью помпового или поршневого механизма. Пользоваться авторучками детям было гораздо удобнее: перья в этих ручках были более совершенными, да и клякс они практически не ставили. К тому же, с появлением перьевых авторучек исчезла необходимость носить с собой в школу чернильницу – ручки, полностью заправленной чернилами, хватало школьнику на 2-3 дня. 
Перьевые ручки в советских школах просуществовали до конца 70-х годов. С начала 70-х они сначала частично (в старших классах), а затем и полностью были вытеснены шариковыми ручками, которыми школьники учатся писать и по сей день. 

Дневник ученический

Дневник   ученицы 9 "А" класса Щербининой Оксаны (ныне Письменных Оксана Николаевна), мамы Письменных Софьи, ученицы 8 "А" класса.
Во времена 60-90 гг. не было таких красивых ярких и красочных дневников, как сейчас. Все было строго и официально.

 

Также, в дневнике кроме информирования о домашних заданиях, были комментарии учителей – забыл спортивную форму, качался на стульях, прогулял урок, принес в школу щенка, не сдала 15 коп. в фонд помощи детям Африки, такого-то числа родительское собрание или индивидуально и самое страшное – прошу родителей посетить классного руководителя и т.д. 

    Если учитель хочет записать замечание за плохое поведение, самое лучшее – сказать, что забыл дневник дома.


Линейка логарифмическая

Линейка логарифмическая - аналоговое вычислительное устройство, позволяющее выполнять несколько математических операций, в том числе умножение и деление чисел, возведение в степень, вычисление квадратных и кубических корней, вычисление логарифмов, потенцирование, вычисление тригонометрических и гиперболических функций и некоторые другие операции. Если разбить вычисление на три действия, то с помощью логарифмической линейки можно возводить числа в любую действительную степень и извлекать корень любой действительной степени. До появления карманных калькуляторов этот инструмент служил незаменимым расчётным орудием инженера. Точность расчётов — около 3 значащих цифр. 

Линейка передана музею в 2017 году ученицей 8 "А" класса Жуковой Татьяной. Ею пользовалась мама Татьяны, выпускница нашей школы.

Счёты деревянные

Простое механическое устройство для выполнения арифметических расчётов. 
Счеты представляют собой раму, имеющую некоторое количество спиц; на них нанизаны костяшки, которых обычно по 10 штук. Счёты являются одним из ранних вычислительных устройств и вплоть до конца xx века массово использовались в торговле и бухгалтерском деле, пока их не заменили калькуляторы. В начальных школах имелись напольные счеты - наглядное классное пособие при обучении счету.

 


Бутылочка из-под чернил "Радуга"

Бутылек из-под чернил. черного цвета. Чернила для автоматической перьевой  ручки. использовались в советской школе. были разных цветов. В школе использовались фиолетовые чернила.В СССР чернила расфасовывались в стеклянные 100 мл пузырьки.


Тетрадь для проверочных и контрольных работ по русскому языку  ученика 2 "Д" класса Ковалева Романа

Тетрадь передана музею учителем истории и обществознания Ковалевой Еленой Геннадьевной. Ее сын учился в школе с 2001 по 2013 гг. Учитель начальных классов - заслуженный учитель РСФСР Вера Михайловна Яремчук. Обучала учеников по программе "Школа-2100". Роман окончил школу с серебряной медалью.


Папка для бумаг

Папка для бумаг картонная с завязками была у каждого школьника. В ней носили цветную бумагу на уроки труда.

Папка красного цвета (из мелованного картона) изготовлена на фабрике "Восход". На обратной ее стороне указана цена - 50 коп.

Серая папка с надписью "Тула" изготовлена из немелованного картона на Яснополянской фабрике КБТ.